Интересные мы люди, однако. Вот на президентские и парламентские выборы ходим стройными колоннами почти все. Хотя на них мы выбираем людей, которые будут заниматься весьма далекими от нашей повседневной жизни вещами - такими, как второй государственный язык, вступление в НАТО или ратификация европейской энергетической хартии. А на местные выборы, где выбираем людей, в чьем ведении и влиянии будет и яма на дороге под нашим подъездом, и текущая крыша своего дома, ни шатко ни валко идут только самые политически озабоченные. Ну как это понять?
На нынешних выборах на Кировоградщине явка была, оказывается, не самая низкая в истории, 46 процентов. В ноябре 2006 года, когда у нас повторно выбирали городского голову Кировограда, еще меньше людей голосовало. Тогда, если помните, тупо сняли Александра Никулина, самого рейтингового кандидата, и участвовать в дальнейшей клоунаде большинство кировоградцев побрезговало. А к чему это привело, многие из вас помнят…
Но почему все меньше людей ходит на выборы сейчас? Не верят, что что-то сможет изменить их голос? Партия власти устроила тотальную атаку на мозги избирателей и набрала голосов больше других. Но грех жаловаться проигравшим. Все-таки партия власти у нас на Кировоградщине, по большому счету, только лишь сильнее всех рекламировалась, а могло быть и по-другому. Мы хорошо помним, как в иные времена другие партии власти действовали на выборах не пряником, как сейчас, а кнутом. Когда не уговаривали выбирать, а брутально и нагло приставляли бюллетень к горлу, и выбора уже практически не было.
По списку и под роспись ходили тогда люди на выборы. Сейчас этого не было, и вот результат – больше половины избирателей, проигнорировали это волнующее мероприятие под названием «выборы». «А-а, все уже и так решено» - и такую мысль удалось внести в мозги многих, а жаль, все же еще хоть что-то в своей жизни мы определяем лично, и самим, самостоятельно ограничивать пространство своего выбора – самоубийственно. Установка сознания общества, еще советская: как же можно не пойти на выборы? – все больше уходит в прошлое. Новое поколение идет не на выборы в такой солнечный день, а на природу жарить шашлыки последний раз в сезоне. Это для них интереснее.
Все меньше идеологии, все больше прагматизма – несомненный девиз того, что случилось. Броские лозунги уже в Украине не проходят. Хотя еще совсем недавно, на самом деле, каждый четвертый на Кировоградщине отдавал свой голос Наталье Витренко за твердое обещание покончить с агрессивным блоком НАТО и разорить паскудный МВФ… (1999-й год, четвертое место на выборах президента). Сейчас партийность и идеологию (если таковая вообще есть) кандидата принимают к сведению, а не ставят во главу угла. Многие кандидаты, кстати, партийность свою старались даже умолчать, есть примеры, что люди ни разу за всю кампанию о ней не упомянули. Потому как зачастую это уже не аргумент, а, гляди, даже минус.
Что-то крепко поменялось в наших головах за последние годы. Когда-то часть красного пояса на карте страны, потом довольно глубоко оранжевая область – какой она стала сейчас? Не будем льстить партии власти, что область теперь бело-голубая. Впрочем, и преуменьшать мощную победу Партии регинов было бы необъективно. Мне кажется, Кировоградщина становится многоцветной, а судя по активности избирателей – и бесцветной тоже. И многое должно коренным образом поменяться в нашей жизни для того, чтобы политикой вновь можно было заинтересовать тех, кто постарше, и тех, кому голосовать впервые. Геннадий Рыбченков, «УЦ».
|